Сенсорное развитие ребенка с 3 до 5 лет: игротека

Знает 10-12цветов: красный, розовый, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой, фиолетовый, белый, чёрный, серый, коричневый.

Называет 5 – 6 цветов, названия которых знает твердо, не путает.

Устанавливает тождество по цвету различных объектов с образцами – эталонами, представленными в словесной форме.

С помощью взрослого подбирает идентичные (полностью соответствующие) по цвету предметы к 6 – 7 цветовым эталонам из 10–ти, действуя в соответствии со словесной инструкцией («Найди красную машинку»).

Собирает группу одинаковых по цвету предметов (количество объектов в группе не менее 5-ти).

Сортирует предметы по 4-м цветовым группам.

Убирает из группы объектов (четыре – одного цвета, пятый – другого) лишний.

Самостоятельно, без какой-либо помощи, подбирает идентичные по цвету предметы к 10-ти цветовым эталонам, действуя в соответствии со словесной инструкцией («Покажи зеленое яблоко»).

Убирает из набора объектов (5 игрушек – одного цвета, 6–ой – другого) лишний.

Знает и различает геометрические формы и тела.

Знает 3 геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.

Знает 2 геометрических тела: шар, куб.

Уверенно обследует фигуры осязательно-двигательным путём (ощупывание, обводка указательным пальцем), прослеживает взглядом поверхность и контур предмета.

Знает 4 –5 геометрических формы и правильно называет их: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал.

Знает 4 – 5 геометрических тела и правильно называет их: шар, призма, конус, куб, цилиндр.

Знает и показывает структурные элементы геометрических фигур: стороны, углы, определяет их количество.

Может охарактеризовать форму предмета (круглая, квадратная, треугольная, четырёхугольная).

Узнаёт в окружающих предметах знакомые геометрические формы.

Устанавливает тождество по форме различных объектов с образцами – эталонами,представленными в словесной форме.

С помощью взрослого подбирает идентичные (полностью соответствующие) по форме предметы к 3-4 эталонам формы из 5-ти (как правило, затруднения вызывают прямоугольник и овал).

Действует  в соответствии со словесной инструкцией («Покажи домик с круглым окошком»).

Собирает группу одинаковых по форме предметов (количество объектов в группе не менее 5-ти).

Сортирует предметы по 4-м группам, в соответствии с их формой.

Убирает из группы объектов (четыре – одной формы, пятый – другой формы) лишний.

С помощью взрослого конструирует данные фигуры.

Самостоятельно подбирает идентичные (полностью соответствующие) по форме предметы к 4-м – 5-ти эталонам формы, действуя в соответствии со словесной инструкцией.

Собрать группу одинаковых по форме объектов (количеством 6-7 в группе).

Сортирует предметы по 5-ти группам, в соответствии с их формой.

Убирает из группы объектов (пять – одной формы, шестой – другой формы) лишний.

Самостоятельно конструирует все пять фигур (палочки и др.).

Знает три градации величины: большой, средний, маленький.

Владеет понятиями «больше», «меньше», самостоятельно называет соответствующие термины («Стульчик меньше мишки»).

Указывает на предмет, которому дана та или иная характеристика по величине («Покажи среднюю матрёшку»).

Самостоятельно называет две градации величины из трёх знакомых (как правило, «большой» и «маленький»).

Пользуется всеми названиями градаций величины для характеристики свойств предметов.

Сравнивает два предмета, имеющих резкие различия по длине, ширине, высоте и величине в целом.

Выражает результаты визуального и практического сравнения (прикладывание, накладывание предметов) словами: «длиннее-короче», «больше-меньше», «уже-шире», «выше-ниже».

Начинает сравнивать по величине два предмета с помощью условной мерки (посредством выбранного «независимого» измерителя определённой длины: полоски, палочки и т.д.).

С помощью условной мерки, а также другими известными способами («на глаз», прикладыванием, накладыванием) определяет одинаковые (равные) по длине, высоте, ширине, величине предметы.

Строит сериационный ряд предметов по величине. Соотносит две величины между собой.

Пользуясь способом соизмерения, раскладывает 5-7 объектов по убывающей либо возрастающей величине с помощью взрослого (может допустить 1-2 ошибки при раскладывании предметов, которые исправляет после наводящих вопросов взрослого).

Соотносит два ряда величин между собой (самой большой матрешке даёт самое большое ведёрко в ряду, средней – среднее и т. д.) Может допустить 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью взрослого.

Пользуясь способом соизмерения, раскладывает 7-10 объектов по убывающей либо возрастающей величине, действуя безошибочно.

Правильно соотносит три ряда величин между собой (самой большой матрёшке – самое большое ведерко и большой платок и т. д.).

Получает оттенки того или иного цвета двумя способами. Словесно обозначает оттенки цветов.

С незначительной помощью взрослого получает оттенки цветов путем разведения красок в воде (1-ый способ) и их смешивания на палитре с белилами. (2-ой способ).

С помощью взрослого называет их («самый светлый», «темнее», «самый тёмный»).

Самостоятельно получает оттенки одной краски 2-мя способами: разведением в воде и смешиванием с белилами. Самостоятельно называет все оттенки. Соотносит эталоны формы и цвета со свойствами реальных предметов.

Умеет зрительно обследовать реальный предмет и описывать его, называя его цвет и форму (в описании может допустить одну ошибку).

Может осуществить поиск предмета, ориентируясь лишь на один признак в его описании.

Правильно описывает реальный предмет по цвету и форме (загадывает загадку).

Безошибочно находит предмет, ориентируясь в его поиске на все признаки, содержащиеся в описании предмета.

Характеризует предмет по другим качествам и свойствам: весу (тяжёлый – легкий); шероховатости (гладкий – шероховатый); прочности (мягкий – твёрдый); материалу (глина, песок, бумага, ткань).

К концу 5-го года ребенок:

  1. Сравнивает две группы предметов по количеству и восстанавливает их равенство (двумя способами).
  2. Сравнивает предметы по двум любым признакам величины.
  3. Сравнивает два предмета по величине с помощью третьего.
  4. Строит сериационный ряд предметов по величине. Соотносит две-три величины между собой.
  5. Знает 4-5 геометрических формы и 4-5 геометрических тела.

Узнаёт в окружающих предметах формы геометрических фигур.

Узнаёт и называет: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Узнаёт и называет: куб, шар, цилиндр, конус, призму.

Устанавливает связь « реальный предмет – модель».

Правильно употребляет названия признаков, характеризующих конкретный предмет по цвету, форме, весу, шероховатости, прочности, материалу.

Ориентируется в окружающем пространстве.

Определяет пространственные отношения между самими предметами (в ряд, рядом, друг за другом).

Использует в речи предлоги, обозначающие пространственные отношения между предметами.

 

Дек 04, 2011 | Category: 3 - 4 года, Без рубрики | Comments: none

 

Leave a Reply